Банк времениИюнь 2011
Мировой финансовый кризис вынудил людей искать новые способы
сохранения сбережений. Неудивительно, что наибольшей популярностью
пользуется накопление времени — самой твердой, простой и надежной
валюты, которая есть у каждого. Организации, известные как «банк
времени», приобретают в России все большее распространение.
Суть тайм-банкинга проста. Каждый человек располагает свободным
временем. Его можно выгодно инвестировать: оказать окружающим
какую-нибудь услугу и получить за это на свой счет соответствующее
количество времени. Временной капитал можно потратить таким же образом —
воспользоваться услугами любого другого клиента банка времени. При этом
действует принцип полного равноправия: час неквалифицированного труда
(подмести двор или помочь с переездом) ценится как час
квалифицированного (урок музыки или консультация юриста). В остальном
тут все, как в обычном банке: кредиты, счета. Чтобы стать клиентом Банка
времени, нужно заполнить анкету, пройти собеседование, подтвердить свои
навыки дипломами и сертификатами и приниматься за дело. В личной
карточке клиента указано, какие услуги он может оказывать и в какой
помощи заинтересован.
Идея банка времени принадлежит советскому психологу и логисту
Владлену Лившицу. В 1977 году он внедрил систему гибкого рабочего
времени на хлебокомбинате эстонского города Кохтла-Ярве. Чуть позже в
систему оборота времени (подобно денежному обороту) включились еще два
предприятия того же города. Об этом эксперименте много писали в газетах,
но в Советском Союзе массовости идея Лившица не получила. Однако
благодаря американскому репортеру Дэвиду Шиплеру о банке времени узнали в
США.
В 1980 году в Соединенных Штатах возникло волонтерское движение с тем
же названием. Его основателем стал юрист и общественный деятель Эдгар
Кан. Для него тайм-доллары стали инструментом повышения эффективности
волонтерской деятельности в общине. Этот принцип позволял подбирать
каждому человеку подходящую ему работу, «платить» за нее, а также
отслеживать и контролировать производительность волонтерского труда.
За 25 лет движение взаимопомощи приобрело мировую популярность и
наконец в 2006 году вернулось в Россию. Первый отечественный банк
времени открылся в Нижнем Новгороде. Позже «банковские отделения»
появились и в других российских городах — Екатеринбурге, Перми, Кирове,
Северодвинске, Красноярске, Барнауле, Санкт-Петербурге. До Японии,
Великобритании и США, где сейчас работает по несколько сотен банков
времени, России пока далеко, однако специалисты не сомневаются, что этот
проект приживется в нашей стране: новые «бюро добрых дел» появляются в
российских регионах чуть ли не каждый месяц.
«Банки времени способствуют преодолению отчужденности между людьми и
взаимовыручке в условиях нового экономического тренда — постепенного
сокращения рабочих мест и полного рабочего дня», — говорит Владлен
Лившиц, создатель первого банка времени. С ним согласен и экономист
Антон Суворов, который отмечает, что «из-за кризиса у людей стало больше
свободного времени и меньше денег, однако потребность всеми силами
сохранить привычный образ жизни осталась, поэтому подобные изящные
решения — кое-какие услуги получать бесплатно — быстро нашли отклик».
«Помимо кризиса, к появлению банка услуг подтолкнуло и развитие
информационных технологий. Люди раньше просто не знали, что на соседней
улице живет мастер на все руки», — подчеркивает эксперт. В то же время
представители иностранных служб взаимопомощи верят в радужные
перспективы этого проекта в России потому, что «русские люди очень
отзывчивы».
Волонтеры говорят, что участие в программах банка времени подходит
абсолютно каждому, потому что каждый человек уникален и талантлив, он
может предложить другим то, что не предложит никто другой. Самые
востребованные услуги банков времени — это, как правило, ремонт и уборка
помещений, репетиторство, массаж, маникюр и макияж, услуги водителей и
курьеров. На водителей наблюдается особенно большой спрос. Но применение
находится как самым простым, так и сам экзотичным навыкам: работа
одного центра началась с замены молнии на одежде, в другом — в ходу
уроки ведической кулинарии, в третьем клиенты банка времени как-то раз
решили проблему с массовкой для записи телепрограммы.
«В самой идее этого социального проекта заложены две очень важные
вещи: с одной стороны, взаимопомощь. А с другой стороны, самопомощь.
Благодаря членству в банке времени у людей появляется шанс распознать
свои скрытые ресурсы и возможности», — отмечают волонтеры. Однако,
пожалуй, главным достижением банков времени является то, что благодаря
им люди снова начинают общаться вживую, заводить друзей не в
виртуальном, а в реальном мире.
Анастасия АЛЕКСАНДРОВА
Статья предоставлена сайтом banki.ru.
|