Понедельник, 06.05.2024, 13:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой ДОМ... который я построю...

Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Цивилизация - ТЕХНОЛОГИИ » Проба категории

Блок-флейта своими руками

Соображения насчет изготовления флейт

Здравствуйте Ольга Шотландия.
(Наверное, дальше я буду на "ты", извини, коль чего не так).

Имя мое Ринат, по фамилии зовут - в военкомате, хотя чаще меня называют (называли) Рельс.

Попытаюсь вкратце объяснить, зачем пишу. Когда-то давно, года два назад, попытался я в Интернете найти инфу по поводу изготовления флейт. Выудить что-либо путное не удалось. Пришлось мне тогда самостоятельно все понимать и постигать. Понимание прошло довольно успешно: две свистульки, и две флейты (или сопилки, дальше буду называть просто флейтами). А вот в прошлую пятницу (в субботу вообще-то, но… влияние Вини Пуха) дай думаю, кину удочки, вдруг что интересное наклюнется… Я даже не предполагал что поймаю… Свезло так свезло…

Полазил я по твоему сайту, понравилось страшно… Очень давно хочу срубить себе флейту Пана, руки не доходят. Теперь, наверное, дойдут.

Есть у меня и соображения насчет изготовления флейт. Точнее, могу описать как я их "строгал".

Ринат и его самодельная блок-флейта

Ринат и его самодельная блок-флейта

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (ЧАСТЬ 1)

Когда-то давно, в далеком две тысячи первом нашей эры или семь тысяч пятьсот девятом году по славяно-арийскому календарю, нашел я на дороге палку. Забавная палка (см картинку) особенно форма.

Палка эта валялась у меня дома, пока не умерла. А смерть ее была не напрасна. Сначала она потеряла один из рогов (см. 10-12). Осталось только ее основание-"шея", еще 12-14 см. (я не ошибся, куда делся второй рог, просто не помню). Первый потерянный рог вскоре приобрел отверстие во все длину (на лекциях я доставал палку из кармана и ковырял в ней сверлом дырку). Естественно что я начал в нее дуть (когда внутри пыль, ваще весело, особенно в лицо кому-нить). Из этих пыли и дутья возникло желание сделать свистульку. Надо было только понять как. К счастью, рядом были всякие там хиппи и прочие, среди прочих была и флейта. Посмотрел я на конструкцию свистка, еще несколько пар, и готов мой свисток. Но вначале он свистел хреново. Я начал его по всякому настраивать (не жалко, все равно мусор - на улице подобрал). Тыкал его и так и эдак, обсверлил дырку во все дыр..э..э..хм..отверстия, и, кажись, понял. Для виду только в той палке еще дырок понаделал, чтоб ноты разные были, и подарил ее кому-то из хиппей или из прочих.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (ЧАСТЬ 2)

Принялся я после за оставшуюся часть палки, а именно за основание-"шею". У меня уже была вполне определенная цель, поэтому на пары я не ходил -мешают. Через два дня получилась трубка. Начал делать свисток, я уже знал, что надо делать, получилось просто супер. Оставалось только насверлить дырки. Но… тогда я уже понимал процессы внутри флейты, и возникла идея менять высоту столба не дырками, а поршнем (см рис).

Замечу, что при таком способе изменения высоты звука конструкция свистка немного изменяется (просвет щели направлен внутрь трубки)

Инструмент получился отличный (местные хиппи и прочие стали считать меня чем-то вроде бога). Кстати, на тему примочек к флейте; заклейте все дырки скотчем и засуньте внутрь карандаш - игра на флейте слайдами.
Позабавившись с игрушкой, решился просверлить дырки, обнаружил вышеуказанное явление, сделал два отверстия и успокоился. На этой свистульке я смог взять шесть нот через полтона (целых пол-октавы на свистульке длиной 12 см. с двумя дырками - это круто). Эту игрушку я тоже кому-то подарил.
На этом игрушки закончились. Это были именно две свистульки. Флейта же от свистульки ничем принципиально не отличается, только размеры другие.

ФЛЕЙТА НОМЕР РАЗ

На токарном станке вытачиваешь заготовку в виде трубки. Диаметр 15-20 мм., диаметр канала 10-12 мм., длина 30-40-(если не треснет)-60 см.. Моя например выглядела так (рупор на конце - стильно).

Один конец обрабатываешь под свисток:
1. входное отверстие растачиваешь сверлом большего (на 1-2 мм) диаметра на глубину 15-20 мм.
2. сверлам и надфилем вырезаешь (высверливаешь, выпиливаешь, etc…) отверстие свистка (labium), желательно ширину отверстия сделать как можно меньше. Потом при настройке она может неожиданно увеличится.
3. делаешь вставку. Диаметр должен быть подогнан как можно точнее без щелей. Лучше чуть больше чем диаметр отверстия, хотя повышается шанс расколоть трубку. Если же делать меньше, то нужно клеить, а это уже навсегда, без клея же, есть возможность вытащить вставку, поменять ее, чуть-чуть повернуть, настроить…
4. формируешь щель свистка (windway). Срезаешь (~1-1.5 мм.) верхнюю часть этой вставки и вытачиваешь часть трубки так, чтоб получить ровную прямоугольную щель. Можно, и даже лучше сделать ее чуть сужающейся. Вставляешь вставку (тавтология, конечно, но я не знаю, как еще ее назвать)
5. настраиваешь свисток. То есть: вставляешь вставку, дуешь - не то, смотришь - думаешь, вытаскиваешь вставку, подраниваешь и так далее. Алгоритма как все сделать правильно я не придумал. Поэтому, чем длиннее трубка, тем больше места для экспериментов. Если ни фига не получается, ножовкой срезаешь неудавшийся свисток под корень и переходишь к п.1. А если получилось…
6. срезаешь часть трубки вместе со вставкой для формирования мундштука. Чтоб губам приятней, и заноз поменьше.

Поздравляю, свисток готов. Самое сложное позади. Теперь надо насверлить дырок.
Но перед этим нужно измерить высоту звука без дырок. Я своему слуху никогда не верил, поэтому использовал компьютер. Подключаешь к нему микрофон, запускаешь Cool Edit (Sound Forge, SpectraLab etc), дуешь смотришь ноту, если вместо ноту частота в Гц, нужно перевести ее в ноты, см табл. Принцип расчета такой; частота ноты A4 (ля первой октавы) равна 440 Гц, для повышения/понижения на полтона нужно частоту умножить/разделить на "корень двенадцатой степени из двух"

нота

число полутонов от A4

частота в герцах

нота

число полутонов от A4

частота в герцах

a3

-11

220

 

7

622,25

 

-10

233,08

e4

8

659,26

b3

-9

246,94

f4

9

698,46

c3

-8

261,63

 

10

739,99

 

-7

277,18

g4

11

783,99

d3

-6

293,66

 

12

830,61

 

-5

311,13

a5

13

880

e3

-4

329,63

 

14

932,33

f3

-3

349,23

b5

15

987,77

 

-2

369,99

c5

16

1046,50

g3

-1

392,00

 

17

1108,73

 

0

415,30

d5

18

1174,66

a4

1

440

 

19

1244,51

 

2

466,16

e5

20

1318,51

b4

3

493,88

f5

21

1396,91

c4

4

523,25

 

22

1479,98

 

5

554,37

g5

23

1567,98

d4

6

587,33

 

24

1661,22

 

 

 

 

 

 

Эта нота будет самой нижней нотой на которую способна флейта. Исходя из нее строишь строй флейты (опять тавтология). Теперь можно сверлить дырки.
Первой сверлишь самую нижнюю дырку (нижняя в смысле, если трубка вертикально и свисток сверху). Сверлишь заведомо меньшего диаметра (подскажу, что дырка диаметром в миллиметр на расстоянии 3-5 см от выхода на высоту звука почти не повлияет). Свистишь в микрофон возле компьютера, измеряешь ноту, если звук ниже нужного, расширяешь дырку (сверлом или надфилем). Если все в порядке, сверлишь следующую дырку, опять измеряешь и так далее.
В конце концов получается твоя флейта.
Когда я делал вторую флейту, заготовка была сборной из двух частей, в результате получилась сопрано блок-флейта.

ФЛЕЙТА НОМЕР ДВА (или что есть у меня)

Я таких сделал уже две: одна сопранино, вторая сопрано. Опишу (похвастаюсь) вкратце, что получилось.
Еще до этих экспериментов, я купил сопранино флейту Yamaha. Теперь я ее достаю очень редко. Звучание ее довольно убогое (ее соль второй октавы на атаке просто выводит меня из себя), низы еще ничего, но верха… К передуву (если во флейту дунуть сильнее, то высота звука повыситься на октаву, а если со всей силы (дури), то на две, а то и на три октавы. Это и есть передув) относится довольно управляемо, перескочить на вторую гармонику можно, и не сложно. На открытом пространстве она очень хорошо орет
Самодельные же я использую в помещении. У сопрано очень чистое и прозрачное звучание, но довольно тихое. В нее нужно очень тихо дуть, иначе легко получается передув, и можно возбудить вторую, третью и четвертую гармоники. С неумеющими дуть всегда так получается.
Сопранино же отличается тем, что очень трудно перескакивает на вторую гармонику. Практически при перескоке сила дутья такова, что мои легкие опустошаются за две секунды. Звучание ее среднее между деревом и пластиком. Хотя на верхах звучит просто великолепно. Громкость достаточна для игры на открытой местности.
У обоих самодельных затруднено извлечение нижних нот, они очень тихие. Скорее всего, это связано с формой канала трубки. Если есть возможность сделать ее конусообразной, попробуй.

 Программа для рассчета размеров флейты и отверстий, 182 Kb, exe

Источник: Сделать флейту - Соображения насчет изготовления флейт
Категория: Проба категории | Добавил: prostosasha (21.03.2013)
Просмотров: 7295 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 1
1 Rkjxpw  
0
buy atorvastatin generic <a href="https://lipiws.top/">brand lipitor 40mg</a> order lipitor online

Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Категории раздела

Проба категории [9]
..описание пробы категории.
Ремонт разного [1]
..ремонт в котором была нужда..

На любой вкус

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0